Однако была в. том глухом углу своя глушина—дом отца Знаменского.
Внешне казалось все наоборот: «Из дома в праздник музыку слыхать, попадья на пианино играет, по-французски, бабы сказывали, дочек учит»—очаг культуры!—а на самом делелюбой крестьянский ребенок имел громадное преимущество перед детьми Знаменских. Какое же?
Крестьянский парнишка видел: не будешь пахать, сеять—хлеба не будет, не будешь овец, телят пасти—мяса, молока не будет.
Братья Знаменские делали ту же работу, но им внушали: труд есть наказаниебожие, исполнять его надо по обязанности, без ропота, со смирением. «Образование», как видим, искажало смысл труда.
Проходит время: у крестьянского парня убеждения все крепче, у Знаменских в мировоззрении разлад.
Но самое сильное потрясение испытали они,когда отец отдал их в духовную семинарию. Годы, проведенные в ней, были годами потерянными. Когда в1918году Сергей, старший брат, вернулсяс гражданской войны (по болезни),он застал младших изможденными,подавленными, мало понимающими, чтопроисходит вокруг. Революция пришлась как раз на их переломный возраст—Георгию было14,Серафиму—11с лишним.
Все началось с того, что Сергей захотел помочь им вернуть то, чего уже не было у него самого,—здоровье.
Подчиняясь авторитету старшего, они по утрам, сразу же после сна, шли купаться на Пахру. Потом Сергей потребовал, чтобы расстояние до реки и обратно преодолевалось только бегом. Постепенно введено было спортивное отношение к любому виду работы—не отдыхать сразу, как почувствуешь, что устал, а работать еще и еще. Пилят дрова или косят траву—а ну, кто дольше без отдыха? Колешь дрова—подымай топор повыше. Пошел к колодцу—тащи два ведра на коромысле ив руках еще два. Сперва это было интересно, потому что необычно, а потом вошло в привычку. Заслуга Сергея Ивановича Знаменского была втом, что онпривил братьям любовь ко всякого рода движению, и сделано это было как раз вовремя. Начнись занятия чуть позже, его ученики обзавелись бы иными привычками.
Никто—и старший брат в том числе—не говорил им, что физические нагрузки, движение могут быть удовольствием. Эту истину они познали сами.
Но Сергей Иванович мог научить их только тому, что знал сам. Он говорил весомым властным голосом, убеждал более словами, чем примером, но голос голосом, а нужны же и знания. Его знания были ограниченны. О физическом воспитании он прочел у философа Джона Локка, который, как известно, посвятил целую книгу формированию юных английских джентльменов. До революции в России была популярна немецкая система физического развития Мюллера. У Мюллера Сергей Иванович тоже кое-что позаимствовал. Но ни Локк, ни Мюллер никак не были рассчитаны на российскую деревеньку после семнадцатого года, а про отечественных специалистов—профессоре Лесгафте, например,—старший брат никогда и не слыхивал. Цели своей он все же достиг—Георгий и Серафим стали здоровыми, крепкими, выносливыми, но чему учить их дальше, Сергей Иванович не знал...